Издавна, стараясь
украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для
сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом
высокого мастерства.
Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.
Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.
Вязаные изделия всегда
ценились очень высоко.
Например, в Европе их
могли поначалу носить только очень состоятельные люди.
Вязаные шелковые чулки
были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару
шелковых чулок.
А стоили они - годовое
жалование королевского сапожника ...
Очень сложно точно
установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все же
некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.
В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, которая надевает носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-IV
вв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с
ремешком после большого пальца.
У древних египтян при
изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.
Позже где-то в IX-XI
веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки.
В музеях Детройта и Баделя
хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с
древнеарабским текстом.
История возникновения
вязания крючком
В XV-XVI веках вязание
довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и
в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки.
Тогда же появился и
стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые
вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Уильям
Ли изобрел вязальный станок.
Но чем больше
выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными
становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные
крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине.
И до сих пор нет
вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное
крючком.
Со временем работы
мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две
кофты XVII века хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в
Историческом музее в Гетеборге.
Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи,
украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет
назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.
В наши дни это искусство продолжает
развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными
материалами.
Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а
в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством.
И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов
рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно
использовать несколько раз и без особых потерь.
Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.
Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например,
кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.
Действительно, в настоящее время очень
трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны,
практичны и элегантны, в них тепло и уютно.
Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный
образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и
фасона изделий.
При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров,
сочетания спиц и крючка.
Но все же рекомендуем проявлять чувство
меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы ваши
модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными.
С помощью выставок, журналов,
демонстрации моделей попробуйте создать свой неповторимый образ и настроение.
Цените материалы и свое время: создавайте свои модели, а наши
консультации помогут Вам.
Ведь иногда случается так, что модель
нравится в журнале, а в Вашем исполнении она не смотрится. Это происходит в
силу многих причин:
- Ошибка при выборе узора;
- Не учтено сочетание различных нитей или цветов;
- Ошибка при расчете;
- Детали связаны очень аккуратно, а вот изделие обработано не качественно;
- Не учтены мотивы узоров и т.п.
А переделать не всегда есть время, да и желания уже того нет. И пряжа после
перевязывания хоть немного, но меняет свои качества не к лучшему - некоторые
виды современной пряжи вовсе нельзя перевязывать.
Но очень часто достаточно лишь использовать фактуру пряжи для
создания красивой неординарной вещи. Практичный человек сумеет
"вписать" в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий,
потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды
используются кружева и ажурные воротнички, - и Ваше платье уже выглядит более
изящным, элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное дополнение к
костюму. Их нельзя повторить из ткани - а шаль, связанная крючком всегда будет
только Вашей неповторимой вещью. И вообще головные уборы - особые изделия, они
всегда на виду, привлекают внимание в отличие от платьев, костюмов, кофточек,
которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж - это и украшение нашего интерьера. Можно создать
вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку - и Ваш дом приобретет только
Вам свойственный уют и тепло.
Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций этих узоров может
быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание множество форм.
А главное не бойтесь творить шедевры - они как ничто
другое раскрывают Вас, Ваше внутренне Я. На это пойдет время, но поверьте -
результат оправдает затраченное время, творчество..
До следующих встреч!!!
Всегда рядом на планете Земля, Ольга
Никульшин.